Еще в древнейшие времена многие люди понимали, что большинство продуктов нужно хранить в охлаждаемых помещениях. Помещения для хранения продуктов, наполняемые льдом, появились несколько тысяч лет назад. На что только не шли наши предки, чтобы иметь возможность даже в самый жаркий день угощать дорогих людей охлажденными кушаньями и винами.
Император Нерон тратил большие суммы денег для того, чтобы его слуги заготавливали на замерзших водоемах в горах снег и лед.
Александр Македонский изобрел способ, с помощью которого он поддерживал боеспособность своей армии. Для этого он запасался большим количеством охлажденной воды.
Южная Европа долгое время даже не подозревала того, что снег и лед способны принести пользу в хозяйстве. Знаменитый путешественник и купец Марко Поло, который являлся уроженцем Италии, после длительного пребывания в Китае, написал книгу, в которой описал все достоинства льда и снега. Сразу после того, как книга увидела свет, состоятельные римляне и венецианцы обрели возможность употреблять в пищу не только свежие фрукты, но так же и замороженные.
![]() |
![]() |
![]() |
Изобретательный итальянец Франсиско Прокопио в 1686 году открыл знаменитое кафе «Прокоп» и попробовал продавать там замороженные шербеты и мороженое, продукт сразу же завоевал у парижан бешеную популярность. Количество поставщиков льда, благодаря этому, резко возросло.
Начиная с XVIII практически в каждом зажиточном доме уже можно было встретить холодильник. Конечно же, он и близко не похож на своего современного собрата, однако уже тогда позволял охлаждать вино и продукты до необходимой температуры. Емкости из фаянса и фарфора заполнялись бутылками с вином, после чего сверху укладывали колотый лет. Своеобразный холодильник подавали прямо к столу.
В России широко использовались ледники, которые представляли собой сруб, врытый в землю. Набитый большим количеством снега и льда, укрытый толстым настилом, поверх которого была насыпана земля и уложен дерн, такой ледник позволял хранить длительное время скоропортящиеся продукты.
В 1803 году американский бизнесмен Томас Мур, поставляющий в Вашингтон сливочное масло, представил миру прототип кухонного холодильника, изготовленного своими руками. Не имея возможности доставлять масло к месту назначения специальным транспортом, он разработал, а затем воплотил в жизнь модель, которая позволяла хранить продукты длительное время. Для изготовления рефрижератора, именно так бизнесмен назвал своё изобретение, ему понадобились тонкие листы стали, из которых и была изготовлена ёмкость для масла. Обёрнутая шкурками кролика, ёмкость была помещена в специальную бадью, изготовленную из кедровых клепок, и затем засыпана сверху льдом.
14 июля 1850 года американский врач Джон Гори впервые продемонстрировал процесс получения искусственного льда в созданном им аппарате. В своём изобретении он использовал технологию компрессионного цикла, которая применяется в современных холодильниках, а сам аппарат мог служить одновременно морозильником и кондиционером.
В 1857 году австралиец Джеймс Харрисон стал применять холодильные камеры, работающие с использованием компрессора, в пивоваренной и мясообрабатывающей промышленности.
В 1857 году был создан первый железнодорожный вагон-холодильник.
Конечно же, для поддержания нужной температуры приходилось тратить большое количество льда, так как рефрижераторы необходимо было пополнять льдом пару раз в неделю. Естественно льда не хватало. Поэтому нужны были новые изобретения.
Французский учёный Фердинад Карре в 1858 году придумал, как за счёт абсорбции аммиака можно получать искусственный холод. Несмотря на то, что его способ был очень удачным, об изобретении забыли на несколько десятилетий.
В начале XX века в Москве была открыта фирма, которая предлагала всем желающим агрегат под названием «Эскимо». Данный агрегат был изготовлен по принципу предложенному Фернаном Каре. Реклама того времени уверяла покупателей в том, что ухаживать за «Эскимо» не составит не малейшего труда, а наличие специальных знаний не обязательно. При своих больших габаритах, агрегат не издавал громкого шума и был универсальным. Так как устройство было не электрическим, то для его работы необходимы были уголь, дрова, керосин или спирт. Цикл работы «Эскимо» позволял получить 12 кг льда. Естественно, приобрести такую чудо технику могли лишь зажиточные граждане, в том числе коммерсанты, которые торговали мороженым, рыбой, мясом и другими скоропортящимися продуктами.
В 1879 году аристократ из Германии Карл фон Линде изобрёл устройство с компрессором, для работы которого он использовал аммиак. Благодаря его холодильной машине появилась возможность производить лёд в огромном количестве. Данные агрегаты сразу же закупили многие бойни и фабрики, изготавливающие пищевые продукты. Принцип работы представлял собой циркуляцию холодного рассола по системе труб, которая была разветвлена, таким образом помещение, в котором хранились продукты, охлаждалось. Данное изобретение позволило многим предпринимателям открывать холодильные склады больших размеров.
Через полтора десятка лет после того, как мир увидел изобретение Карла фон Линде, появился первый электрический холодильник. Уроженец Америки - Элайя Томсон был тем первооткрывателем, который додумался оснастить электрическим проводом холодильник. Конечно же, агрегат был очень шумным и не совсем удобным, к тому же периодическая утечка газа доставляла массу неудобств. Именно поэтому самыми подходящими местами для этих больших шкафов были нулевые этажи и подвалы.
Первый бытовой электрический холодильник был создан в 1913 году. Как и промышленные холодильники, он работал с использованием принципа теплового насоса. В первых бытовых холодильниках в качестве охлаждающей жидкости использовались достаточно токсичные вещества.
В 1926 году Альберт Эйнштейн со своим прежним студентом Лео Силардом предложили вариант конструкции абсорбционного холодильника, именуемого эйнштейновским.
Время шло и в 1926 году датский инженер Кристиан Стинструп представил миру бесшумный, безвредный и долговечный холодильник, предназначенный именно для дома. Герметичный колпак скрывал как электродвигатель холодильника, так и его компрессор. General Electric поспешила приобрести патент на эту чудо технику. Чуть позже бельгиец Сварт нашел новый носитель холода, им стал газ под названием фреон.
Первая получившая широкое распространение модель холодильника Monitor-Top была произведена фирмой General Electric в 1927 году. General Electric продала более 1 млн экземпляров Monitor-Top.
С 1930 года в качестве хладагента в бытовых холодильниках применяется фреон. В 1940-е годы в холодильниках появляются морозильные отделения, также возникают обособленные морозильные шкафы. В 1950-60-е годы на рынок выходят холодильники с функцией размораживания.
А что происходило в России?
С развитием науки и техники все острее вставал вопрос: как получать холод искусственным путем, чтобы иметь его всегда, когда потребуется. Решить этот вопрос удалось, по историческим меркам, совсем недавно, немногим больше века назад. К решению удалось подойти, основываясь на достижениях физической науки предыдущего периода, среди которых стоит упомянуть исследования великого русского ученого М.В.Ломоносова.
Он много размышлял о природе теплоты, в частности, анализировал процессы, протекающие в охлаждающих смесях. Некоторые теоретические представления М.В.Ломоносова используются в льдотехнике и в настоящее время.
Впервые искусственный лед получил В. Куллен, который спустя 10 лет после исследований М.В.Ломоносова, в 1755 году, заморозил воду, откачивая воздух из-под колпака воздушным насосом, а первый льдогенератор с воздушной холодильной машиной системы Горри появился в США спустя почти сто лет - в 1844 г.
В 1876 г. Карлу фон Линде удалось разработать безопасную холодильную машину компрессионного типа. Спустя год он получил на нее патент.
По существу, холодильные машины Ф. Карре и К. Линде явились родоначальницами подавляющего большинства всех последующих и современных холодильных машин.
Первую российскую холодильную машину построили в г. Рига на заводе Фельзера. Это была парокомпрессионная машина системы "Линде". До 1914 г. завод выпустил 14 установок с 22 машинами данного типа, но такое производство не могло удовлетворить существовавшую тогда потребность в холодильных машинах более чем на 15%. Недостающие установки приобретались за границей у таких фирм, как "Борзиг", "Гаубальд", "Рединьер" и др.
Первые машины были громоздки, металлоемки и малопроизводительны, однако их появление знаменовало собой коренной переворот в области хранения скоропортящихся продуктов.
Первое применение холодильных машин на территории России зафиксировано в 1888 г., когда астраханский рыбопромышленник Г. Ступак построил рефрижераторную баржу для перевозки 10 тысяч пудов рыбы с двумя воздушными холодильными машинами системы "Лайфут". Был построен и холодильный склад единовременного хранения примерно 75 тонн рыбы.
Попытки, однако, оказались неудачными. Отсутствие достаточного опыта и некоторые конструктивные недоработки холодильной установки привели к большим потерям рыбы от усушки и к снижению качества продукции. В результате рыбопромышленник вскоре разорился. Такая же участь постигла и двух его преемников.
Эта неудача вызвала настороженность и некоторый застой в развитии холодильного дела в России, но быстрое развитие и совершенствование этой отрасли хозяйства за границей, явный успех предпринимателей побудили наших соотечественников вскоре пересмотреть свое отношение к этой проблеме.
В 1895 г. рыбопромышленником Воробьевым и купцами братьями Сапожниковыми в устье Волги, а в 1901 г. Питоевым в устье Куры были построены рыбоморозилки и охлаждаемые склады с применением охлаждающих машин отечественного производства.
В 1898 г. появился первый, правда, небольшой, холодильник для хранения мяса птицы, а в 1902 г. пущена первая холодильная установка для длительного хранения мяса.
В России первые холодильники были изготовлены на заводе Мосхимтреста, заправлялись они сухим льдом.
В СССР первые образцы бытового холодильника производятся в 1937 г. Серийный выпуск холодильников ХТЗ-120 начался в 1939 году на Харьковском тракторном заводе. Ёмкость камеры составляла 120 литров, до начала Великой Отечественной войны выпущено несколько тысяч экземпляров, однако военные действия помешали запустить его в серийное производство.
В начале 50-х годов прошлого столетия автомобильный завод ЗИС выпустил первую партию отечественных холодильников. Не смотря на свой непритязательный внешний вид, агрегаты были наделены очень высоким качеством, наверное потому, что для их изготовления была использована автомобильная технология. Корпус холодильника был изготовлен из металла, а камера из нержавейки. До сих пор в некоторых квартирах встречаются модели ЗИС, которые, не смотря на возраст, работают без перебоев.
К 1962 году холодильники имели: в США - 98,3 % семей, в Италии - 20 %, а в СССР - 5,3 % семей.
Ремонт холодильников Пермь.
Позвонив по телефону 298-68-83, вы можете получить
консультацию у мастера и оставить заявку на ремонт,
уточнив время его прибытия.
диспетчер
228-17-10, 237-20-72, 266-05-22.
Самые распространенные марки бытовых холодильников:
LG
LG / ЭлДжи
Siemens
Siemens / Сименс
Snaige
Snaige / Снайге
bosch
Bosch / Бош
Electrolux
Electrolux / Электролюкс
Атлант и Минск
бирюса
Минск / Атлант
Indesit
Indesit / Индезит
Samsung
Samsung / Самсунг
Stinol
Stinol / Стинол
Ariston
Ariston / Аристон
Nord
Nord / Норд
Whirlpool
Whirlpool / Вирпул
Toshiba
Toshiba / Тошиба
Zanussi
Zanussi / Занусси
Vestfrost
Vestfrost / Вестфрост
Beko
Beko / Беко
Sharp
Sharp / Шарп
Ardo
Ardo / Ардо